Темпы строительства Московского метрополитена растут, новые станции подземки появляются даже в тех районах, где раньше о них и не мечтали. Ленинский проспект – исторически престижная магистраль, важный путь в центр столицы для международных делегаций. Однако при проектировании радиусов подземки ветки прошли по соседним направлениям – Профсоюзной улице и проспекту Вернадского. Даже станция
«Ленинский проспект» расположена на некотором удалении от одноимённой дороги.
«Октябрьская» находится в самом начале Ленинского, недавно открытая
«Тропарёвская» – в самом конце, а жители домов в середине магистрали вынуждены добираться до метро наземным транспортом. И вот, наконец, проспект получит станцию метрополитена –
«Новаторскую».
Станция сооружена из монолитного железобетона. Конструкция станции - двухпролётная, с одним рядом колонн посередине. Длина станции – 163 метра, ширина платформы – 12 метров, высота потолка – 6 метров. У станции два выхода: восточный с выходами на обе стороны улицы Новаторов, недалеко от Воронцовского парка, и западный, к кварталу 32-33, который откроется позже. Строительство станции
«Улица Новаторов», а именно так предполагалось назвать её изначально, велось с декабря 2017 года. Опыт строительства метро в Москве открытым способом показывает – минимальный срок строительства станции 3 года с момента выемки первого ковша грунта.
Непосредственно раскрытие котлована станции началось в сентябре 2018 года. Перегонные тоннели были пройдены закрытым способом с помощью механизированных тоннелепроходческих комплексов. Теоретически станция вполне могла открыться на несколько месяцев раньше – вот только ехать было бы особо некуда.
«Новаторская» ведь открывается не одна. К вводу в эксплуатацию готовится участок от реконструируемой станции
«Каховская» до станции
«Мневники», всего 11 станций. Отстающими при подготовке к пуску участка новой линии оказались соседние сегменты метрокольца.
Изначально станция
«Новаторская» не предполагалась пересадочной, однако с 2013 года её стали рассматривать как часть пересадочного узла на будущую Троицкую линию, переход на которую будет в центре зала. Перед станцией построены съезд между главными путями и служебная соединительная ветвь между двумя линиями.
Отчасти это путевое развитие стало следствием протестов жителей района против строительства тупика в районе улицы Удальцова. Поезда надо где-то оборачивать, и реализованное решение, хоть и менее удобно с точки зрения эксплуатации метрополитена, но вызвало намного меньше возражений москвичей.
Помимо
«Новаторской» наш район получает вторую станцию метро
«Проспект Вернадского». По прогнозам, ввод в эксплуатацию БКЛ разгрузит существующие радиальные ветки метрополитена на 10–30%, снизится и количество личного автотранспорта. Планируется, что полностью кольцо замкнётся в 2023 году.
Ввод режима метрополитена на этом участке БКЛ не закончит метростроительство в районе. Будет продолжено возведение Троицкой линии. Изначально планировалось строительство хорды мелкого заложения на отрезке от улицы Новаторов до Коммунарки. Затем было принято решение не перегружать пересадку на
«Новаторской» и продлить линию в направлении центра, до станции МЦК
«Крымская», а чуть позже – до станции
«ЗИЛ», куда также к 2027 году придёт новая Бирюлёвская линия. К сожалению, предусмотрено глухое пересечение новой ветки с Серпуховско-Тимирязевской линией: пересадки не будет. Общая протяженность линии в Троицк составит около 40 километров. В перспективе она должна соединиться с уже построенным Некрасовским радиусом.
Туннели новой линии в сторону МКАД уже пройдены, а вот строительство участка в центр только начинается. Именно с этим связаны временные изгибы трассы Ленинского проспекта около улицы Строителей. Но как пишут:
«неудобство на время, метро – навсегда».
Поэтому ждём стандартные 3 года и поедем до ЗИЛа.
Автор: Олег Исаев
Рекламный бюллетень «Квартал на Ленинском»
№ 10 (108) Октябрь 2021 – № 11 (109) Ноябрь 2021