Наша дорогая сороконожка

Станция метро «Проспект Вернадского» во всех смыслах стала дорогой для жителей района. Сегодня наличие метро рядом с домом определяет цены на недвижимость, комфорт жизни, развитие бизнеса. Метро – это всегда наличие торговых центров и магазинов, кафе и ресторанов, мест отдыха, другими словами, всего того, что мы называем инфраструктурой – социальной, культурной, деловой. Всего 20 минут поездки на метро от станции «Проспект Вернадского» до станции «Охотный ряд» связывают жителей района Проспект Вернадского с самым сердцем Москвы. Значение этого вида транспорта для столицы трудно переоценить. Но… так было не всегда.

Поначалу многие горожане воспринимали метро не как вид транспорта, а скорее как развлечение, словно кино, театр, музей или парк. На метро ходили кататься. В метро ходили на прогулки, одевая свои лучшие наряды, любуясь монументальной архитектурой станций и чудом инженерной мысли, создавшей этот необычный способ передвижения. Но то было раньше, а сегодня метро – это основное транспортное средство для большинства москвичей и многочисленных гостей столицы. Только туристы продолжают восхищаться красотой московской подземки и, посещая «подземные дворцы» в центре столицы, праздно прогуливаться, как когда-то в тридцатые годы это делали сами москвичи.

Первая, самая старая, линия московского метро – Сокольническая (бывшая Кировско-Фрунзенская) была запущена 15 мая 1935 года. Именно тогда от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» отправился первый поезд с пассажирами. Она оставалась конечной на интересующей нас ветке метро вплоть до 1 мая 1957 года, когда открыли участок линии от «Парка культуры» до станции «Спортивная». 12 января 1959 года запущен участок Сокольнической линии до станции «Университет». И уже 30 декабря 1963 года в составе участка «Университет – Юго-Западная» состоялось открытие станции «Проспект Вернадского». Поезда с пассажирами неслись на юго-запад столицы, где в это время только-только разворачивалось массовое жилищное строительство.

Станция названа по одноимённому проспекту, под которым она расположена, в честь русского и советского ученого, минералога и геохимика, академика В.И Вернадского (1863 – 1945 гг.). Колонная трёхпролетная станция мелкого заложения глубиной 8 метров сооружена по типовому проекту.
Её потолок поддерживают два ряда квадратных колонн по 40 штук в каждом. Такие станции в народе и получили название «сороконожки».
Типовые станции отличаются своим оформлением. Колонны нашей сороконожки облицованы белым уральским мрамором с желтоватым отливом. Путевые стены отделаны глазурованной керамической плиткой: верх – белого и голубого цветов, низ – чёрного. Пол выложен серым и чёрным гранитом. Светильники скрыты в ребристом потолке. Архитектором станции «Проспект Вернадского» выступил И.Г. Таранов (1906 – 1979 гг.) в соавторстве со своей супругой архитектором Н.А. Быковой (1907 – 1997 гг.)

Станция имеет два выхода. Южный наземный вестибюль соединён с подземными переходами под проспектом Вернадского. Остеклённый наземный северный павильон в 2001 году был встроен в торговый центр. В павильоне установлен мраморный бюст В.И. Вернадского работы советского скульптора, народного художника СССР З.М. Виленского (1899 – 1984 гг.).

По перспективной схеме развития метрополитена 1945 года вдоль чётной стороны улицы Удальцова было запланировано строительство участка Большой кольцевой линии,поэтому на этапе строительства под станцией была сооружена монолитная заготовка перехода вниз на одноимённую станцию Большого кольца.Интересно, что аналогичная заготовка была использована на этапе строительства перехода между станциями «Каховская» и «Севастопольская». Проект большого кольца московского метрополитена должен был объединить станции, расположенные в отдаленных от центра спальных районах, тем самым разгрузить центр,но он так и не был реализован, за исключением небольшого отрезка «Каширская-Каховская». В 1985 году снова появилась идея скоростных,но уже хордовых линий метро для связи отдалённых районов города. Наконец,относительно недавно, в 2005 году, к проекту вернулись снова, так появилась перспектива Третьего пересадочного контура (ТПК), который должен пройти ближе к Кольцевой линии. Но уже в конце 2011 года появился план по объединению проектов ТПК и Большого кольца. На севере Москвы новое кольцо метро будет проходить ближе к центру, как и планировалось при развитии ТПК, а на юге-ближе к окраинам города, как предполагалось проектом Большого кольца.

В настоящее время планируется строительство пересадки на будущую станцию «Проспект Вернадского» Третьего пересадочного контура. С обеих сторон новой станции запланировано по три эскалатора, выходящие в подземные вестибюли,совмещённые с подземными переходами.

В немалой степени благодаря наличию метро район Проспект Вернадского продолжает динамично развиваться,укрепляя статус одного из престижнейших районов столицы по комфорту проживания.
Автор: Кирилл Иванов
Рекламный бюллетень «Квартал на Ленинском»
№ 5 (7) Март 2013
Последние предложения
Мы используем cookies для улучшения нашего сайта. Продолжая находиться на нашем ресурсе вы соглашаетесь с политикой сбора данной информации. Подробнее