Год культурного наследия

В России ежегодно, начиная с 2007 года, указом президента следующий год посвящается какой-либо значимой теме для привлечения к ней общественного внимания. Так, 2020 год был объявлен Годом памяти и славы, 2021 стал Годом науки и технологий, а 2022 год будет Годом культурного наследия народов России.

Проблема отношения к историческому и культурному наследию является одной из важнейших в жизни общества. Она изучается философами, историками, культурологами, социологами и тесно связана с различными сферами деятельности: политикой, правом, искусством. Ведь любой объект культурного наследия, будь то архитектурный ансамбль или старинная рукопись, памятник природы или изделие народных промыслов, является не только фиксацией своего времени, но и служит связующим звеном между поколениями, способствуя формированию национального самосознания, утверждению преемственности и сохранению традиций.

На государственном уровне о сохранении того значимого и прекрасного, что было создано предшественниками, человечество задумалось не так давно. В России начало было положено Петром I – в рамках многочисленных реформ было, в том числе, заявлено о необходимости сохранения и изучения древностей. За счёт казны приобретались старинные военно-исторические книги и диковинные вещицы, появились указы о создании первого русского музея – Кунсткамеры, о вознаграждении за изыскание и сохранение археологических древностей, о составлении реестров ценностей. В это же время объекты культурного наследия впервые начали брать под охрану. Интересовался древностями и российский историк, государственный деятель В.Н. Татищев. Он не только опубликовал такие важнейшие письменные источники русского права – Русскую Правду и Судебник 1550 года, – но и регламентировал порядок обращения с археологическими находками.

При императрице Екатерине II интерес к историческому прошлому только усилился. Она распорядилась наказывать за раскопку курганов, добивалась охраны памятников письменности. При ней коллекционировались уникальные книги, закупались произведения живописи для Эрмитажа, разрабатывались первые планы преобразования городской среды, в которых обращалось внимание на наличие и сохранность исторических памятников. Вместе с тем, законодательство XVIII века о недвижимых памятниках в основном раскрывало вопросы пожарной безопасности и организации строительных работ, а приоритет в городской постройке отдавался новому. Так, в Москве были снесены крепостные стены возведённого в XVI веке Белого города, а на месте бывших укреплений разбиты бульвары.

Понятие «памятник зодчества» появилось лишь в XIX столетии. На государственном уровне было запрещено разрушать остатки древних строений, крепостей, оборонительных сооружений. В 1859 году в России была создана Императорская археологическая комиссия, обсуждавшая вопросы теории и практики сохранения древних ценностей. На рубеже XIX–XX веков начинается поиск принципов и методов консервации и реставрации памятников.

Проблемы сохранения памятников не потеряли своей значимости и после революционных событий 1917 года. При Московской городской думе была создана комиссия по охране памятников старины, в которую входили такие знаменитые художники, как

    А.М. Васнецов,
    И.Э. Грабарь,
    В.Д. Поленов.
С 1918 по 1923 год в Наркомпросе существовал Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, объединивший таких видных деятелей архитектуры и искусства, как
    А.Н. Бенуа,
    И.Е. Бондаренко,
    А.В. Щусев.

В условиях нового политического режима наибольшим нападкам подверглись, безусловно, культовые архитектурные памятники. В Москве были снесены сооружения Симонова монастыря, церковь Успения на Покровке, множество исторических архитектурных памятников – строительство столицы стремительно велось по непрерывно изменявшимся генпланам.

Однако даже в суровые военные годы Чрезвычайная государственная комиссия вела учёт ущерба и разрушений, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками, а с конца 1943 года Управление по охране памятников начало заниматься организацией работ по их восстановлению.

В послевоенный период Советом министров СССР было принято постановление, в рамках которого была проведена классификация памятников, а также определены направления деятельности соответствующих государственных и общественных организаций. С 1965 года и по сей день функционирует Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Инициаторами его создания в своё время выступили такие видные деятели культуры, как художники И.С. Глазунов и П.Д. Корин, композитор Г.В. Свиридов, директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский. Важную роль до конца XX века играл Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятый в 1978 году, пока ему на смену не пришёл ныне действующий закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Более того, обязанность каждого «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» закреплена в Конституции РФ.

Главный памятник (юридический статус – выявленный объект культурного наследия), расположенный рядом с «Кварталом на Ленинском» , – усадьба Репниных – Волконских – Мухановых «Воронцово», возведённая в XVIII-XIX веках, сохранилась до наших дней лишь частично. Три года уже идёт реставрация восточного и западного флигелей. Недавно стало известно о грядущей реставрации других построек: северной и южной сторожек, въездных ворот и каменного моста через декоративный ров. Проектом предусмотрена не только реставрация построек, но и общее благоустройство территории. Для воссоздания исторического ансамбля важно восстановить и главный дом усадьбы, уничтоженный ещё во время пожара 1812 года. С 2006 года на его месте проводятся археологические раскопки, в 2009 году даже вышло постановление Правительства Москвы о реконструкции, но сроки восстановления здания пока не определены.

На международном уровне вопросы правильной реставрации и консервации исторических памятников, а также их защиты от разрушений стали подниматься в конце XIX века. В 1889 году в рамках Всемирной выставки в Париже прошёл первый международный конгресс по охране произведений искусства и памятников, на котором предлагалось создать всемирное благотворительное общество охраны памятников с целью обеспечить сохранение культурного наследия в военное время. С перерывом на две мировые войны эта идея была реализована путем создания ЮНЕСКО – специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

В 1954 году ЮНЕСКО была подготовлена и успешно принята «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта», однако приблизительно в это же время стало очевидно, что угрозу культурному наследию представляет не только военная, но и мирная (при этом не менее разрушительная) деятельность человека.

Строительство новой высотной Асуанской плотины на реке Нил грозило затоплением ряду древних памятников египетской культуры, среди которых был знаменитый храмовый комплекс, построенный в XIII веке до н.э. правящим фараоном Рамзесом II в честь своей крупной военной победы. Комплекс под названием Абу-Симбел состоял из двух храмов, посвященных самому фараону (побольше) и его жене (поменьше). Вход в большой храм украшали четыре двадцатиметровые фигуры, изображавшие самого фараона, а внутри храмов прекрасно сохранились цветные росписи с батальными сценами, фигурами и многочисленными надписями. Для сохранения Абу-Симбел ЮНЕСКО обратилось за помощью более чем к сотне стран, был рассмотрен целый ряд предложений, как поступить с древними храмами – например, хотели даже построить вокруг них стеклянный купол, который потом оказался бы под водой. В итоге решено было перенести храмы на другое место, немного в сторону от границы возможного затопления и выше на шестьдесят метров. Спасение комплекса Абу-Симбел в Египте стало первым (и самым дорогостоящим) проектом ЮНЕСКО, с которого начался знаменитый Список всемирного наследия, получивший своё формальное закрепление в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года. Россия ратифицировала Конвенцию 12 октября 1988 года.

Главная цель Списка всемирного наследия – привлечь внимание, но при этом сохранить и защитить природные или созданные человеком объекты, которые являются уникальными в своём роде. Объекты, включённые в Список, или объекты-кандидаты должны соответствовать хотя бы одному из 10 критериев, разделенных на две большие группы: культурные и природные.

По состоянию на 2021 год в Список всемирного наследия включены 1154 объекта, расположенные в 167 странах. Россия по количеству охраняемых объектов занимает 9-е место: на территории нашей страны располагается 31 памятник истории и культуры мирового значения.

В Список попали такие чудеса природы, как озеро Байкал, вулканы Камчатки, Куршская коса, Ленские столбы. Среди памятников культуры – Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, культурно-исторический ансамбль Соловецких островов, шедевры деревянного зодчества на острове Кижи, Булгарский историко-археологический комплекс в Республике Татарстан.

Кроме того, страны вправе ежегодно вносить не более двух кандидатов на включение в Список всемирного наследия. Так, правительством Российской Федерации сформирован предварительный список, включающий более 20 наименований: кремлёвские ансамбли Астрахани и Ростова Великого, Красноярские столбы и Васюганские болота, наследие морских арктических зверобоев Чукотки и мемориальный комплекс на Мамаевом кургане.

Однако в Конвенции ЮНЕСКО 1972 года под «культурным наследием» понимаются сугубо материальные объекты – памятники, ансамбли и достопримечательные места, являющиеся делом рук человека или совместными творениями человека и природы. Такой однобокий подход совершенно не учитывает всего культурно-исторического многообразия и национального колорита, отразившегося в традициях устного народного творчества, верованиях и обрядах, песнях и танцах, промыслах и ремёслах. Впервые вопрос о сохранении нематериальных культурных ценностей был поднят по инициативе правительства Боливии, выступившего с предложением по охране фольклорных традиций. Организованная ЮНЕСКО Международная конференция по теме «Глобальная оценка рекомендаций о сохранении фольклора» пересмотрела термин «фольклор», и в научный лексикон было введено новое понятие – нематериальное культурное наследие.

Конвенция об охране нематериального культурного наследия принята в 2003 году и в отличие от Конвенции 1972 года предполагает не только сохранение, но и активное участие в популяризации нематериальных культурных ценностей. В XX веке в связи с процессами модернизации и глобализации многие формы нематериальной культуры оказались обречены на забвение и гибель, так как в стремительно меняющихся реалиях исчезает сама установка на сохранение традиции. Международным сообществом признано, что многие формы нематериального наследия сегодня находятся на грани исчезновения, и намечены пути их сохранения в естественной социокультурной среде. В самой Конвенции предусмотрены два вида списков. Репрезентативный список знакомит мировое сообщество с национальными шедеврами нематериального культурного наследия. Второй – список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, – устанавливает приоритетность принятия мер по сохранению нематериальных объектов, находящихся под угрозой исчезновения.

В репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества представлены такие удивительно разноплановые явления, как японский театр «Кабуки», финская сауна, турецкий танец дервишей, армянский дудук, индийская йога, грузинское полифоническое пение, испанские пирамиды из людей, хорватские кружева, узбекский плов и аргентинское танго. Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию 2003 года, но по предложению других стран в Список нематериального культурного наследия от нашей страны внесены якутский героический эпос «Олонхо», а также культурное пространство и устное творчество семейских (забайкальских староверов). Однако Россия имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.

В 2003 году по инициативе Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Министерства культуры и Государственного российского дома народного творчества имени В.Д. Поленова был создан Российский комитет по сохранению нематериального культурного наследия, основной целью которого является создание благоприятных условий для охраны и естественного развития всего многообразия нематериальной культуры России.

Российским комитетом ведется список нематериального культурного наследия России – с ним можно ознакомиться на портале Культура.РФ в разделе «Традиции». В него попали не только всемирно известные хохломские изделия, жостовские расписные подносы и палехские лаковые миниатюры. На портале можно ознакомиться с диковинными традициями разных регионов и этносов: от технологии изготовления крыловидных гуслей до обряда вождения русалки, от приготовления каравая на «кукушкины именины» до казачьей традиции протяжного пения.

По оценкам экспертов, мы ежегодно теряем до 200 памятников истории и культуры. Иные же объекты культуры прошлого утеряны безвозвратно. Поэтому как на национальном, так и на международном уровне очень важна работа по сохранению и популяризации памятников материального и нематериального культурного наследия. Список объектов культурного наследия постоянно пополняется – это даёт надежду, что ещё не одно поколение сможет открыть для себя их ценность, многообразие и значимость.

Автор: Дарья Алексеева
Рекламный бюллетень «Квартал на Ленинском»
№ 2 (112) Февраль 2022 – № 3 (113) Март 2022
Последние предложения
Мы используем cookies для улучшения нашего сайта. Продолжая находиться на нашем ресурсе вы соглашаетесь с политикой сбора данной информации. Подробнее